Наша библиотека: публикации, касающиеся анализа воды и почвы, качества воды и экологических проблем.

Мнение авторов размещенных на сайте статей может не совпадать с официальной позицией администрации ЗАО "ГИЦ ПВ"

Вода по правилам и без

С тех пор, как привычка пить воду из бутылки пришла в Россию (тут и глобальные тенденции, и проблемы отечественного ЖКХ, видимо, сказались), вырос на H2O колоссальный и, как считают некоторые, суперприбыльный бизнес. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На рынке этом идет настоящая война: конкуренция жесточайшая, да и желающих нажиться на контрафакте хватает. Как отличить настоящую воду от «паленой»? На какие уловки идут производители в битве за клиента, и с какими рисками сталкивается последний?

Поскольку в домашних условиях проверить качество продукта проблематично, корреспондент НТВ Владимир Чернышёв отправился в лабораторию и пришел к удивительным выводам.

Лаборант Иванов льет воду. Водопроводная — в одной из пяти бутылок. После серии манипуляций окраска индикатора должна показать, какую воду выбрать, а какую вылить.

В этой лаборатории пытаются ответить на главный вопрос: чем вода может различаться, кроме этикеток? Этот загадочный продукт течет из крана бесплатно, зачем и за сколько его покупать? Некоторые производители, например, заманивают в покупатели следящих за фигурой девушек удивительными надписями.

Юрий Гончар, генеральный директор Главного испытательного центра питьевой воды: «Можно заявить, например, что вода содержит жира 0 процентов, углеводов — 0 процентов, калорий 0. То есть, это так можно перевести на русский язык: колбасы и хлеба в этой бутылки не содержится».

Девушка Женя из Челябинска говорит, что лучше бы в кране не было воды — ведь то, что есть, воздух не озонирует.

Евгения Вербицкая: «Она какая-то странная, даже не хлоркой пахнет, а не знаю чем».

Кто прошел через ржавые трубы, уже не будет верить в бесплатную вкусную воду. Эти души уже в копилке корпораций, продающих самый простой и необходимый напиток.

Еще лет 15 назад считалось невероятным покупать питьевую воду — все равно что за воздух платить. Вода ведь она повсюду — и в водопроводе, и в природе. Но теперь покупать хорошую воду — почти стиль жизни. Только что такое вода хорошая — не всякий специалист сразу ответит. Цена вопроса в магазине не всегда подразумевает простой ответ.

Все вдруг поняли, что вода — товар, и дружно с этим согласились. Хотя мнение специалистов не так однозначно.

Юрий Гончар, генеральный директор Главного испытательного центра питьевой воды: «У нас есть такая статистика: зачастую водопроводная вода выше по качеству, чем образцы воды, представленной на прилавках магазинов».

Очистить воду — не всегда означает сделать ее полезной. В лаборатории уже пошла реакция: вода известной марки чиста настолько, что ничего в ней нет, кроме H2O и реагентов лаборатории.

Пётр Иванов, заведующий лабораторией физико-химических исследований Главного испытательного центра питьевой воды: «Вода проходила систему очистки от жесткости, то есть умягчение, и в результате в воде не содержится полезных для организма веществ, солей кальция и магния, а содержится, в частности, много натрия. Это не очень хорошая ситуация, то есть, вода не вредная, но и не полезная».

Пить пустоту можно, но настоящий производитель знает, что пустоту продавать невыгодно. Почти дистиллированная вода для постоянного питья вредна.

Александр Маляев, руководитель технического комитета Союза производителей бутилированной воды: «Говорят о том, что в воде не хватает кальция, вода пустая. То есть, у всех производителей, которые занимаются этим профессионально, кальций в воде содержится. Потому что существует два подхода в производстве воды. Можно, взять воду из скважины, убрать из нее микробы и поставить ее на рынок. Второй вариант, когда вода прогоняется через мощные фильтра, из нее убираются фактически все, и потом вода уже насыщается необходимыми солями, минералами и так далее».

На этом производстве важно не просто скважину застолбить, главное — организовать очистку. Но сами производители воды часто не скрывают: в бутылки льют очищенную водопроводную воду. Главное, чтобы вредные примеси были убраны дорогостоящим оборудованием.

Чтобы утонуть в чистой прибыли, нужно подать продукт чистым, а продать не слишком дешево. Лишь бы покупатель знал: дорога вода, что требует дорогого обращения.

Александр Фомкин, генеральный директор компании по производству бутилированной воды: «Одних расходных материалов на производство воды расходуется на сумму примерно от пяти до восьми рублей на 1,5-литровую бутылку. Соответственно, если вы увидите в продаже воду дешевле 10–12 рублей за полтора литра, это предприятие на рынке разливает воду либо из-под крана, либо не платит налоги».

В этом бизнесе дешево — значит плохо. Но и дорого — не всегда хорошо. В супердорогой бутылке тоже — не самая живая вода.

Юрий Гончар, генеральный директор Главного испытательного центра питьевой воды: «Покупают те, кто хочет показать, что у него на столе стоит. Не тот, кто хочет пить нормальную воду, а тот, кто может показать, что может купить эту воду».

Производитель контрафактной воды: « Немножко соды, немножко соли, уксусной кислоты, все это мешаете и разводите».

Подпольные производители из Новокузнецка не дешевили на рынке, сами по два рубля с бутылки получали, но так мутили воду, что самим противно.

Производитель контрафактной воды: «Пробовали, она невкусная, не понравилась».

Защита от подделок — в том числе и в дорогом оформлении почти одинакового на вкус товара.

Сергей Зайченко, генеральный директор компании по производству бутилированной воды: «Чем выше технический уровень продукта и технологии его производства, тем сложнее его подделать. Мы применили ряд моментов, которые выделяют нашу продукцию. Это и размещение наших логотипов на бутылке, это пробка с логотипом, это пластиковая этикетка с современным дизайном — достаточно сложная в производстве и очень высококачественная».

Фильтровики против бутыльщиков — война на уничтожение. На заводе фильтров для воды показывают, как фильтруют воду с чернилами. Уверяют: чтобы не гадать, что покупаешь в бутылке, лучше самому себе быть начальником очистки.

Александр Поляков, заместитель директора завода по производству фильтров для воды: «Для того чтобы вода не портилась, а чистая вода — это скоропортящийся продукт, в нее обязательно добавляют консерванты. Часто это ионы серебра, которые, собственно говоря, тоже являются тяжелым металлом, иногда это какие-то другие консерванты, но они в той или иной мере присутствуют.

В воде, которую мы получаем из водоочистителя у себя дома, консервантов нету. Эта тенденция есть во всем мире, то есть, люди отказываются от бутилированной воды в пользу приобретения водоочистителя и использования его и в быту, и в офисе».

Александр Маляев, руководитель технического комитета Союза производителей бутилированной воды: «Использование фильтров в домашних условиях потенциально опасно. Вы покупаете какой-то прибор, оборудование, неважно как это назвать, в которое вливается неизвестно что и неизвестно что выливается. То есть, производители фильтров хитрят, потому что они оставляют на потребителя проверку качества того, что он получает».

В лаборатории завершают водные процедуры. Вода водопроводная, вода очищенная и вода известных марок. Минимальные различия в десятках показателей. Одна марка предлагает излишне смягченную воду — организму от нее пользы нет. В другой воде слишком много жесткости. Выбрать сегодня напиток без вкуса по-прежнему — дело личного вкуса и кошелька, в котором вода дырочку найдет.

Источник: http://ip.ntv.ru/news/7911/print/